Многие учащиеся испытывают особенные сложности с восприятием иноязычной речи на слух и не способны адекватно реагировать на поступающую информацию и правильно оформлять свои высказывания на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях.
Причины, связанные с этим могут быть вызваны недостаточным уровнем сформированности языковых навыков, которые должны обеспечивать формирование и реализацию соответствующих речевых умений, слабым развитием фонематического слуха, неумением последовательно и развернуто рассуждать на родном языке и другими причинами. Всё это вызывает проблемы с поиском языковых средств для продуцирования своей речи на иностранном языке, вызывает чувство неуверенности и скованности в процессе общения.
Согласно проведенным наблюдениям, у многих учащихся присутствуют следующие недостатки в процессе осуществления неподготовленной иноязычной речи:
- Интерференция или прямой перенос лексических и грамматических структур из родного языка в иностранный язык.
- Неправильное произношение слов и не релевантный выбор интонаций.
- Преобладание штампов и однообразных фраз в речи. Частые повторы одних и тех же слов.
- Нарушение логики высказывания.
- Продолжительные паузы в общении, не активное участие в разговоре.