Работая в группе, преподаватели могут столкнуться с ситуацией, когда во время устного ответа одного человека, другие учащиеся его не слушают или сидят с умным видом, но думают совсем о другом. В результате большая часть группы работает на занятии только на 20-30 %.
Различные формы работы и задания помогают создавать условия для дополнительной мотивации учащихся во время устного ответа. Распределение ролей и создание ситуации коллективной ответственности с возможностью социального взаимодействия всех участников общения — говорящего и слушателей — помогают решить эту проблему.
Приведем лишь некоторые примеры заданий, которые превращают учащихся из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса. При пересказе текста одним учащимся, другие учащиеся получают задание дать обратный пересказ текста или ответить на пять вопросов рассказчика по содержанию услышанного. Во время рассказа слушатели могут делать себе краткие пометки на бумаге. Другим интересным заданием, активизирующим внимание слушающих является описание скрытой фотографии одним из участников общения с последующим предъявлением серии фотографий для выбора фото соответствующего данному описанию.
Альтернативными вариантами заданий могут быть написание изложения, ответы на заранее поставленные вопросы, выражение своего мнения по затронутой проблеме или подготовка диалогов по докладам учащихся.
Общий стратегия заключается в создании у всех учащихся определенной установки на прослушивание информации с необходимостью решения ими ряда задач на уроке, что отражается на качестве их работы и позволяет преподавателю дать соответствующую оценку их учебной деятельности.