Управление познавательной активностью школьников на занятиях разговорного клуба имеет три уровня реализации субъектной активности:
1. Репродуктивно-подражательный уровень, предполагающий накопление опыта благодаря обмену информацией между участниками общения. Другими словами, участники общения учатся друг у друга и у преподавателя в процессе совместной работы. Сюда же можно отнести изучение готовых примеров выполнения заданий.
2. Поисково-исполнительный уровень. На данном этапе работы, нужно понять поставленную задачу и самостоятельно отыскать оптимальные средства ее выполнения. У учащегося формируется способность самостоятельно решать поставленные задачи с последующим представлением своих результатов в присутствии преподавателя и других учащихся.
3. Творческий уровень. Это высокий уровень познавательной активности, поскольку и сама задача может ставиться учащимся самостоятельно и пути ее решения избираются новые, оригинальные.
Таким образом, на занятиях разговорного клуба учащиеся каждый раз узнают что-то новое, учатся передавать это знание своими словами, иллюстрируя свой рассказ примерами, и уже затем переходят к применению полученных знаний в сходной или измененной ситуации.
В качестве примера можно привести три варианта работы с вопросами по книге Steplighter, которые отражают три уровня познавательной активности учащихся:
- совместное неподготовленное обсуждение вопросов, когда учащиеся делятся знаниями и обмениваются мнениями друг с другом (неподготовленное речепорождение)
- подготовленное выступление (ему предшествует сбор информации по вопросу, изучение различных точек зрения, выбор своей позиции, подготовка аргументов и т.д.)
- формулирование собственных проблемных вопросов по теме и нахождение способов их разрешения